Джон Паулин о политике в церкви и в Библии

Должна ли присутствовать политика в церкви? Разве политика и церковь не являются несовместимыми понятиями? 

 

Политика в обществе и в церкви

Я определяю политику, как процесс установления сбалансированных отношений в социальной системе. Например, в островном государстве Фиджи есть две основные этнические группы, коренные фиджийцы и фиджи-индийцы. Эти две  группы имеют очень мало общего. Коренные фиджийцы (меланезийцы), с более темной кожей, жили на острове, до того, как там поселились первые европейцы.  Индийцы, с более светлой кожей,  поселились там, уже,  в колониальный период. Фиджийцы, как правило, являются фермерами и живут в сельской местности, индийцы, в основном, живут в городах и поселках и имеют свой бизнес. Фиджийцы, как правило,  христиане, в то время как индейцы - мусульмане или индуисты. Когда дело касается экономики, интересы фиджийцев и индийцев почти всегда расходятся. Поэтому, политический курс, чтобы сохранить мир, должен обеспечивать баланс интересов фиджийцев и индийцев. Колониальные правительства не заботились об интересах обеих сторон.  Но теперь,  Фиджи является независимой страной, премьер-министр, естественно, избирается  из одной из этих групп. Постоянно существует предпосылки для конфликтов. 

Иногда разные регионы внутри страны могут иметь конкурирующие интересы. В Китае, например, люди, которые живут на побережье имеют интересы, отличные от интересов жителей центральных районов.  Люди, живущие на побережье, как правило, занимаются бизнесом и торговлей и имеют много контактов с зарубежьем. Живущие в центральных районах Китая трудятся, как правило, внутри страны. В прибрежные районах Китая больший процент этнической группы составляют китайцы. В различные районах центральной части проживает большое число других народностей, таких, как уйгуры в Синьцзяне. Основным направление политики в Китае является объединение страны путём пропорционального распределения ресурсов. Но это являлось трудной задачей на протяжении всей истории, т.к. постоянно возникает борьба между регионами за соблюдение своих интересов. 

Нравится нам это или нет, бывают противостояния и  в церквях. Выросший в Нью-Йорке, я помню напряженность, которые возникли в церкви моей конференции между выходцами из Латинской Америки и белыми американцами, которые, по традиции, являлись руководителями конференции. Но, в последнее время, численность латиноамериканцев увеличилась, и они почувствовали себя обделёнными в «коридорах власти». Они потребовали большего представительства в руководстве, пригрозив, иначе, отделением в самостоятельную конференцию. Сегодня прилагаются большие усилия, для соблюдения пропорциональности в составе руководства в соответствии с этническим составом. Нужно ли так действовать или нужно использовать более духовные процессы для определения Божьей воли?

 Богословские различия могут также вызывать дискуссии. Среди адвентистов седьмого дня, например, всегда была определенная напряженность между сторонниками активного служения миру, с одной стороны, и теми, кто делает акцент на исполнении пророчеств и близости Второго пришествия, с другой. Оба этих направления основаны на Писании и таких книгах Духа пророчества, как, «Служение исцеления» и «Великая борьба». Первые стремятся к более активному привлечению людей из мира. А вторые сосредотачиваются на противостоянию мирскому влиянию на церковь. Когда представители этих групп встречаются вместе, то возможно возникновение обострения во взаимоотношениях, поскольку каждая сторона видит сложившуюся ситуацию по-своему. Богословские дискуссии легко политизируются, когда исход дискуссии может принести преимущества какой-либо из сторон. 

Политика в Новом Завете

Может ли политика в церкви иметь какое-либо библейское обоснование. На первый взгляд, ответ кажется однозначно отрицательным. Ведь Иисус сказал: "Если кто ударит тебя по одной щеке, подставь ему другую. Благословляйте проклинающих вас. Молитесь за оскорбляющих вас. "(Матфея, глава 5). Разве эти слова не должны положить конец любым противостояниям в церкви? Разве не следует любым группам внутри церкви проявлять дух самоотверженности и готовности уступать интересам других? 

Однако, все, кто знаком с религиозными движениями согласятся, что политика в них живет и здравствует. Ведь в церкви всегда существуют группы, между которыми нужно налаживать отношения: этнические, социальные, богословские. Насколько реалистично стремление полностью избавиться от политики в церкви?

Внимательный взгляд на Новый Завет показывает, что принципы Нагорной проповеди не всегда выполнялись, даже в древней Церкви. Сразу после Пятидесятницы, противостояние интересов возникло в Иерусалиме (Деяния апостолов, глава 6). После того как Иерусалимская Церковь организовала поддержку вдов в церкви, некоторые из них оказались обделены. «Эллинисты» стали жаловаться, что их вдовы не получали справедливую долю ежедневной материальной помощи. Жалоба была передана апостолам, а они ответили, что им не следует пренебрегать проповедью ради распределения продовольствия. Они предложили церкви назначить семь человек, чтобы решить этот вопрос.

Если исходить из того, что дьяконы были назначены исключительно для того, чтобы избавить апостолов от административных обязанностей, то есть два момента вызывающих интерес. Первый заключается в том, что избранные семь диаконов не ограничивались хозяйственными вопросами. Двое из них, наиболее известные, Стефан и Филипп, сами немало проповедовали, а Филипп, так еще и много путешествовал.  Получается, что семь дьяконов фактически совершали служение вполне сравнимое с апостольским. Другой момент заключается в том, что все семь диаконов имели исключительно греческие имена. У некоторых апостолов тоже были греческие имена, однако их первоначальные имена были еврейские. (например, Петр — это греческое имя, но его настоящее имя было Симон, а Иисус дал ему арамейское прозвище Кифа – «камень», что по-гречески звучало как Петр). Так что вполне вероятно, что семь диаконов были избраны руководителями с целью обеспечить соблюдение интересов эллинистической группы. Причиной проблем в церкви стало столкновение интересов различных групп, и решались они за счет включения их представителей в процессы управления церковью. С моей точки зрения, это звучит, как пример политического решения.

Чуть позже в книге Деяний (15: 36-39), Павел и Варнава обсуждали предстоящее второе миссионерское путешествие. В ходе первого путешествия возникли некоторые сложности, когда Иоанн Марк, племянник Варнавы, покинул апостолов, когда возникли трудности. Варнава хотел дать ему второй шанс, но Павел не хотел иметь с ним больше ничего общего. Из-за возникшего серьезного разногласия два апостола разделились. Варнава, взяв Марка, оправился на Кипр, а Павел нашел другого сотрудника для своей миссии в Малой Азии и Греции. Почему ни один из апостолов в этой ситуации не «подставил вторую щеку»? Что помешало кому-то из них уступить другому в "духе Христа?». Возможно они могли бы это сделать, но не сочли нужным. Вместо этого они решили разойтись. И это также можно счесть политическим решением.

Менее известная история в книге Деяний связанная с последним визитом Павла в Иерусалим в 21 главе. Павел, Лука и другие христиане, в числе которых был по меньшей мере один язычник по имени Трофим, пришли в Иерусалим, и остались в доме Мнасона, который был в начале учеником Иисуса (возможно, один из 70 упомянутых в Евангелии от Луки 10). Текст говорит нам "братья радушно приняли нас" (Деяния 21:17). Казалось, Павел и его спутники были желанными гостями в Иерусалиме. Однако, на следующий день выяснилось, что тысячи верующих евреев в Иерусалиме еще не знали о прибытии Павла  (Деян 21:22),  и при этом они верили различным негативным слухам о нем. Вследствие совета апостолов, данного из стремления успокоить эту группу верующих, Павел оказался арестован в храме и его миссия, описанная в книге Деяний оказалась близка к завершению. По всей вероятности, церковь в Иерусалиме по-прежнему оставалась разделенной между греками и евреям даже много лет спустя, после событий описанных в 6 главе Деяний. Мнасон, греческий верующий с Кипра, был рад приветствовать Павла. Однако, в церкви были те, кто думал иначе. Конечный результат был довольно печален.

Из краткого обзора одной книги Нового Завета становится ясно, что политические решения в церкви являются скорее нормой, чем исключением (см также Галатам 2: 11-14). Если сами апостолы не могли обойтись без них, руководство церкви сегодня тем более не сможет «избавиться от политики» в церкви. Вместо этого, разумнее будет разобраться в методах политического управления и использовать те, которые исключали бы нанесение ущерба делу Евангелия. 

Оригинал статьи здесь и здесь 

Перевод Маргариты Ильиной и Дениса Родионова.

 

 

Комментарии   

 
0 #1 Марина 05.07.2015 23:53
Для адвентистов слово политика всегда имело одно значение.Спасиб о, что расширили это понятие. Очень интересно было познакомиться с статьёй уважаемого Джона Паулина.Благода рю за публикацию.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика