Пять наиболее часто задаваемых вопросов о рукоположении женщин

Рукоположение женщин стало предметом оживленной дискуссии в адвентистских интернет-сообществах.

Членов церкви, похоже, вдохновил прозвучавший в середине сентября 2014 г призыв руководства Генеральной конференции  с молитвой изучить этот вопрос на основании Библии и трудов  Эллен Уайт. Социальные сети, адвентистские сайты, обзоры новостей наполнены комментариями, библейскими текстами, цитатами Духа пророчества по данной теме.

Поэтому мы решили выбрать пять самых часто задаваемых вопросов и поставить их перед ведущими исследователями Божьего Слова.  Правила были просты: ответы должны быть простыми, ясными, понятными читателям. Не академическим языком. Никаких сносок. Каждый ответ должен составлять не более 150 слов.  На каждый вопрос будут даны три ответа, по одному на каждую из трех позиций.  Мы нашли 15 участников, поддерживающих разные позиции. Их имена названы не будут.  Список участников был рассмотрен Артуром А. Штелле, руководителем Комитета по изучению вопроса о рукоположении женщин, и Билл Нотт, главным редактором Адвентист Ревью.

 

Эта статья не предназначена заменить самостоятельное изучение этого вопроса членами церкви. Наоборот, она призвана помочь в процессе изучения, помогая прояснить различия между тремя позициями.

Примечание переводчика: напомним, в чем заключается каждая из трех позиций:

Позиция 1  - «рукоположение женщин недопустимо».

Позиция 2 – «нет оснований запрещать рукоположение женщин».

Позиция 3 – «рукоположенными пасторами должны быть мужчины, но возможны исключения».

Подробнее о каждой из позиций можно прочитать здесь

 

1. Является ли рукоположение библейской концепцией?

Позиция 1: рукоположение - библейская концепция. В Ветхом Завете над священниками проводился обряд помазания елеем, чтобы отделить их для служения священства (Исх. 29:7; Лев. 8:12;   Чис. 3:3). Левиты были отделены для служения возложением рук (Чис. 8:10, 11). Цари были освящены помазанием их елеем (1 Цар. 16: 1,13; 1 Цар 1:39; 2 Цар. 9: 3,6).

 

В Новом Завете семь диаконов были отделены для служения возложением рук (Деян.6:1-6), так же, как Павел и Варнава (Деян. 13: 2,3), в качестве апостолов церквей, и Тимофей был рукоположен в 1 Тим. 4:14 и 2 Тим. 1:6. В некоторых случаях, в Новом Завете, хотя, прямо не говорится, но, видимо, предполагается, также, рукоположение возложением рук (Деяния 14:23; 1 Тим. 3:1-7; Титу 1:5-9), 1 Тим. 5:22 и посвящение на служение особым обрядом означало наделение Святым Духом.

Позиция 2: Ответ на этот вопрос зависит от вашего понимания термина «рукоположение». Если вы имеете в виду выдвижение, продвижение, введение в должность, когда человек начинает осуществлять власть над другими, то это не библейская концепция "рукоположения". Служение в Новом Завете неизменно определяется с помощью таких греческих терминов, как diakonos (слуга) и Doulos (раб). Какими бы ни были эти метафоры, это не осуществление власти, духовной или какой иной, над другими (Марк 10:42-45).

 Если под "рукоположением" вы имеете в виду обряд возложения рук, когда церковь признает духовный дар руководителя у человека (Рим 12: 8), вверяет его благодати Божией (Деян 14:26; 15:40), и дает полномочия для служения назидания церкви (Еф 4:12), то это библейская концепция. Таким образом, Комитет по исследованию теологии рукоположения правильно определил посвящение, как “действие церкви в публичном признании тех служителей, которых Господь призвал и наделил дарами для церковного служения разного масштаба”.

Позиция 3: Рукоположение происходит от латинского ordo,, и просто означает «навести порядок» . Он был использован латинскими переводчиками Библии, чтобы описать посвящение на служение тех, кто поможет навести порядок в устроении церкви. Со временем, термин «рукоположение» стали использовать в других значениях, связанных с предоставлением руководителям особых полномочий или духовных статусов. Это злоупотребление рукоположением привело к росту небиблейского разделения между мирянами и духовенством. Протестантские реформаторы выступили против этих злоупотреблений. Они начали восстанавливать практику первоначальной простоты общественного признания пресвитеров, диаконов, выполняющих   обязанности по руководству церковью. Можем ли мы назвать это рукоположением, посвящением на служение, доверием или чем-то другим, то такая практика избрания духовных лидеров с публичным обрядом благословения и признания, является библейской.

 

2. Что Библия говорит об иерархии (главенстве) и насколько актуален этот вопрос для нас сегодня?

Позиция 1: Иисус, слуга слуг, продемонстрировал настоящее лидерство, которое не ищет своего, но любит до смерти. Царство Божье - это не создание иерархии или карьерный рост, но смиренное служение друг другу в любви.

Бог любит порядок. Его образцом церковного управления являются: (1) патриархат в семье, где отец объединяет свою семью преданностью и любовью; (2) организация Моисеем Израиля под руководством благочестивых людей с его готовностью умереть за мятежный народ (1T652); и (3) священство левитов.

 В Новом Завете порядок отличается смирением и отеческой заботой. Христос - глава церкви и пастыреначальник, затем апостолы, которые имели полномочия по уставу церкви крестить, преподавать учение, и назначать служителей, затем, служащие в смирении с любовью и гостеприимством, блюстители поместной церкви. Диаконы заботились о церковных делах. Библия учит, что только посвященные люди должны были быть избраны на эти ответственные служения (1 Тим. 3:2-7, 12; Тит. 1:6) и призывает всех служить друг другу с любовью и не ссориться из-за должностей (Фил. 2:3).

Позиция 2: В Ветхом Завете избрание служителей было основано на семейных отношениях. Лидерами были патриархи, цари и священники и преемственность этих вождей была наследственной и, таким образом, иерархическая.

В Новом Завете, Иисус установил иной подход к лидерству, основываясь на призыве к служению, характере и верности Слову Божьему. Он подчеркнул важность служения, а не господства людей, в отличие от общества, которое имело иерархическую структуру управления (Мф 20:25-28). Павел и Петр также говорили о лидерстве, как служении и, следуя примеру Иисуса, смиренном служении (Фил 2:5-7; Кол. 4:7; 1 Петра 5:1-4).

Таким образом, в новозаветной церкви только Христос является Главой церкви (Кол 1:18) и Его народ призван служить друг другу во имя Иисуса.  Служение в Церкви новозаветной не было предназначено для формирования иерархической структуры, в которой старшее духовенство контролирует то, что происходит в церкви, и решает, кто будет их наследниками. Прежде всего, структура церкви ориентирована на людей. Основной функцией вождя является защита народа Божьего (Деян 20:28).

Позиция 3: Мы не верим в наличие у Бога подчиненности или иерархических отношений внутри Троицы, но верим, что есть различие и взаимная согласованность между Его Личностями.

Среди сотворенных Богом существ, в том числе ангелов, мы видим иерархическую структуру. Но это библейская иерархия, в корне, отличается от иерархии, обычно существующей в грешном мире. Иисус учил, что быть руководителем в церкви, значит быть слугой. «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга» (Матф.23:10,11) Церковь должна настойчиво противодействовать стремлению применить мирские, принципы при избрании служителей на руководящие должности. Она также должна остерегаться отказа от божественного порядка и организации, из-за чего могут возникать различные злоупотребления.

 

3.  Священство всех верующих подразумевает ли, что женщины могут быть рукоположены в качестве пасторов?

Позиция 1: Каждый человек, который искренне принимает Христа получает Его благодать и прямую связь через Него, как посредника, с Богом. Это описано в 1 Петра, как «священство», не требующее особого церковного обряда посвящения, что существенно отличается от того, что Павел пишет в 1 Тимофею и Титу, где он излагает план мужского лидерства в быту и в церкви, в том числе при назначении епископа и диакона, с учетом гендерных различий, что аналогично ветхозаветным установлениям. Некоторые современные ученые утверждают, что описание Павла относится только к церкви Эфеса, и, следовательно, не имеет универсального применения. Они делают вывод, что священство всех верующих подразумевает право на рукоположение вне зависимости от пола. Такой подход безосновательно смешивает два совершенно разных вопроса и противоречит ясному смыслу этих текстов.

Позиция 2: Да, но только для женщин, которые призваны и одарены Духом для пастырского служения. Важно, подчеркнуть, что священство всех верующих не позволяет каждому, в том числе и любой женщине, быть "рукоположенными" на должность пастора.

Священство -  учение Нового Завета (1 Петра 2: 9) актуализирует исполнение ветхозаветного пророчества (Исход 19: 4, 5) о заключении завета с избранным народом, предлагающим заступничество, охрану и призывающим быть свидетелями этому миру. В новозаветной церкви, это призвание и привилегия распространяется на каждого члена сообщества спасённых, будь то мужчина или женщина. Дух, в Послании к Римлянам 12:4-7, позволяет всем верующим служить в мире, в соответствии, с благодатью и имеющимися дарами.

Рукоположение - это не наделение дарами, но признание церковью того духовного дара пасторства, который Бог уже сделал в человеке очевидным.

Позиция 3: священство всех верующих призывает всех мужчин и женщин к "служению примирения" как "представителей Бога» (2 Кор 5:17-19.). Тем не менее, оно не дает возможности всем мужчинам и женщинам быть рукоположенными в пасторы (1 Тим. 3: 1-13). Священство верующих не заменяет призвания и посвящения конкретных руководителей, пасторов и евангелистов на полное служение.

Мы находим свидетельства как в Ветхом, так и Новом Завете, того что Бог называет Свой народ "царством священников" и "царственным священством" (Исх 19:6; 2 Петра 2:9). Но в обоих случаях Бог все-таки призвал и рукоположил определенных людей в качестве руководителей, священников, старейшин, апостолов, пасторов и евангелистов из своего народа (Втор. 21:5; Еф. 4:11-16). Священство всех верующих не является, следовательно, четким библейским основанием для женщин (или мужчин), чтобы быть рукоположенными в пасторы.

 

 4. Какова была роль Эллен Уайт в  адвентистской церкви и как её служение влияет на дискуссию о рукоположении женщин?

Позиция 1: Эллен Г. Уайт - самый известный адвентист седьмого дня. Она не была назначена на какие-либо руководящие должности, но ее советы помогают формировать многие церковные программы и почти все церковные институты на всех организационных уровнях. Во время своей жизни она высказывалась много раз, относительно служителей, пасторов, руководителей и даже президентов Генеральной конференции. Ни один другой человек не написал так много и не оказал на церковь такого сильного влияния, как она. Пророческое служение Эллен Уайт показывает, что, несмотря на отсутствие рукоположения в церкви, женщины могут очень активно служить Богу.

Позиция 2: Эллен Уайт, так же, как библейские пророки, была призвана Богом к пророческому служению. Она была одним из основателей адвентистской церкви и, через свои вдохновенные послания, была источником благословений на всех уровнях церкви путем руководства, обличения, и ободрения.

  Она не была рукоположена церковью, тем не менее церковные лидеры уважали её как руководителя, признавая плоды ее служения и ее посвящение Богу. Она признавала, что Бог может призвать женщину на служение вне зависимости от призвания ее мужа. Она не высказывалась против того, что церковь не рукополагает женщин, но призывала женщин откликнуться на Божественное призвание, принимать участие в Евангельской работе, и просить Бога об освящении. Кроме того, она говорила о возможности рукоположения на отдельные служения для обоих полов. В этой связи, возникает вопрос: готова ли церковь признать божественное призвание и посвящение женщин путем официального рукоположения?

 

Позиция 3: Роль Елены Уайт, как пророка, проповедника, советника и руководителя в Церкви Адвентистов Седьмого Дня вряд ли можно переоценить. Не имея официального рукоположения, она искренне делала все, что Бог призвал ее делать.

Эллен Уайт различала Божий призыв и "замыслы человека." Однажды комитет международных миссий принял решение о ее переезде в Австралию. Тема самым люди пытались отправить ее подальше от главного офиса церкви, и она писала, что "Господь был недоволен." Но она, всё-таки, поехала, и ее усилия оказали благотворное влияние на укрепление евангельской работы в том регионе.  Уважая порядок, она была практичной в миссионерской деятельности. Например, она сказала, что Джон Тай должен проводить крещение на острове Питкэрн, хотя он не был рукоположен. Она писала, что Бог предопределяет такие средства, как образование, благовестие и медико-миссионерское служение, как средство спасения душ и “он помазал мужчин и женщин быть его представителями.”

 

5. Что является самым важным основанием вашей позиции?

Позиция 1: самым важным основанием является верность Слову Божьему. При решении вопроса о рукоположении женщин важным является то, как мы толкуем Библию.

Как адвентисты мы должны принимать Библию буквально, если нет веских причин для особого толкования (например, контекст, символы, метафоры, притчи). Никакое общественное давление никогда не должно влиять на наше понимание Писания. Библия учит, что мужчины и женщины созданы равными, но с различными ролями и обязанностями (Быт 1:26; 2:18; Еф 5:22-28).

Если мы позволим себе истолковывать буквальный смысл таких четких библейских наставлений, как, епископ должен быть "мужем одной жены" (1 Тим. 3: 2) и «а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12), мы будем иметь трудности с нашим толкованием семидневной недели творения или нашей традиционной позиции по гомосексуализму.

Позиция 2: самым важным основанием для того, чтобы разрешить рукоположение женщин является то, что это согласуется с тем, чему учит о церкви Писание. Церковь была основана, чтобы проявить в мире реальность спасения, совершенного во Христе. Другими словами, жизнь в церкви, призвана быть отражением жизни до грехопадения.

Тот факт, что Бог создал всех людей равными предусматривает не только обязанность свидетельствовать всем о спасении. Это требует признания, что Бог дал дары всем для продвижения Своего Царства без различения по половому признаку. Те, кто получили дар учителя или руководителя, будь то мужчины или женщины, призваны использовать эти дары во славу Божию. В свою очередь, это обязанность церкви признать и принять эти дары. Рукоположение женщин позволяет церкви сделать именно это.

Позиция 3: Мы хотим, чтобы позиция церкви была подлинно библейской, отражающей во всей полноте учение обоих Заветов Писания. Наша позиция такова, что апостол Павел отмечает мужское духовное руководство, как следствие грехопадения в Эдеме, и признаем, что Павел указывает пол, только, как один из нескольких идеальных критериев для духовного руководства.

Кроме того, учитываем ясное ветхозаветное упоминание о Деборе, осуществлявшей авторитетное духовное руководство, и тот факт, что Павел говорит о женщинах, как «соработниках» в евангелизации и ученичестве.

 

Наша позиция подтверждается общим библейским образцом руководства, признавая, что в Писании Бог допускает исключения в организационных структурах и методах евангелизации, в отличие от неизменных нравственных принципов. И быть верными Писанию означает отражать дух и букву библейских установлений (2 Кор. 3:2-6). При этом нам следует стараться не быть излишне жесткими с одной стороны, и не слишком податливыми давлению – с другой. Именно таким Писание раскрывает нам характер Бога.

Эндрю Мак-Чесни

Оригинал статьи

Перевод Маргариты Ильиной

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика