Интернет-газета "Путь" - Кто и почему разделяет разные позиции по вопросу рукоположения?

Комитет по рукоположению не смог достичь согласия в результате двухгодичного исследования. Действительно ли аргументы каждой из сторон библейски обоснованы?

 

Вопрос о рукоположении женщин был одним из главных на Годичном совещании руководителей Всемирной церкви с 9 по 16 октября 2014 г. Ранее президент Генеральной Конференции Тед Вильсон обратился с призывом к самостоятельному изучению данной темы каждым членом церкви (подробнее об этом на adventist.ru).

В течение двух лет вопрос о теологии рукоположения изучал специально созданный комитет. В итоге оказалось, что консенсус по вопросу рукоположения женщин недостижим, а к двум позициям «за» и «против» добавилась третья. Для адвентистов на постсоветском пространстве сама постановка этого вопроса, а тем более бурные дебаты по данному поводу могут показаться странными. Для многих аргумент «раз в Библии нет ни примеров, ни указания рукополагать женщин, то и говорить не о чем» кажется простым и очевидным. Тем более, что вопрос выглядит одним из признаков отступнических либеральных ценностей западного христианства, похожим на тему гомосексуальных браков. Но раз среди братьев и сестер в масштабах Всемирной церкви существуют разные мнения, это повод разобраться с аргументами каждой из сторон. Основной материал для этого – итоговый документ комитета по изучению теологии рукоположения.

Позиция 1. «Нет в Библии, не должно быть и у нас»

Аргументы противников рукоположения женщин, пожалуй, самые простые и предсказуемые (они приводятся в более краткой форме не потому, что менее значимы, а потому, что более понятны и знакомы читателям — примечание автора).

1) Давайте будет просто следовать тому, что говорит Библия, и избегать того, о чем Библия не упоминает. Раз в Библии нет ни одного примера рукоположения женщин и повеления по данному поводу, рукоположение женщин считаем небиблейской практикой.

2) Во 2 главе 1 Тимофею апостол Павел, утверждая «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем», аргументирует это историей Творения. Таким образом мнение апостола о предназначении мужчины как лидера в семье и обществе основано не на культурном контексте или местных особенностях церкви в Ефесе (например, на проблеме лжеучителей), но на библейском взгляде на изначальную роль мужчины и женщины. Это подтверждается в 1 Кор 11:3, где сказано, что «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог», и главенство мужчины основано на вселенском порядке.

3) Что касается Гал 3:28 («нет уже ни мужеского пола, ни женского»), то в этом тексте Павел не отменяет прежде сказанное им о главенстве мужчины и не утверждает, что теперь пресвитерами могут быть как мужчины, так и женщины. Он лишь подчеркивает, что никто не имеет привилегированного статуса перед Богом. Но это не отменяет различия гендерных ролей ни в семье, ни в церкви.

4) Первые две главы книги Бытие рассматриваются как очевидное доказательство, что изначально Бог определил мужчине руководящую роль над женщиной и даже над всей землей до грехопадения. Адам был сотворен первым, роль Евы обозначена как его помощницы, и Бог определил ему быть инициатором в семейных отношениях. Поэтому главенство мужчины определено в Библии с самого начала.

Сторонники позиции № 1 принципиально против того, чтобы вопрос о рукоположении женщин решался отдельно в каждом регионе. Они убеждены, что позиция церкви по этому вопросу должна быть единой во всемирном масштабе.

Позиция 2. «В Библии нет запрета на рукоположение женщин, но есть идея равенства»

У сторонников рукоположения женщин находятся свои аргументы.

1. В вопросе понимания Библии они ссылаются на официальный документ «Методы изучения Библии», принятый на Годичном совещании ГК в 1986 г. в Рио-де-Жанейро, Бразилия. В нем говорится, что Писание описывает жизнь людей, которые были приняты Богом и являются примером для последующих поколений, но при этом в их жизни были моменты, которые не находятся в гармонии с библейскими принципами в целом. Например, многоженство или рабство не осуждается напрямую в Библии, при этом сегодня адвентисты считают их неприемлемыми для христиан. Таким же образом, из того, что в Библии упоминаются примеры рукоположения на служение исключительно мужчин, еще не следует запрет на рукоположение женщин. Это свидетельствует лишь о том, что в ранней церкви была такая практика, также как в апостольской церкви были рабовладельцы, а патриархи имели несколько жен. Представление о Божьем отношении к тому или иному вопросу должно формироваться не на присутствии в Библии прямого запрета и однозначного упоминания, а на изучении Библии в целом. Ведь и прямого запрета на рукоположение женщин в Библии также нет. И если следовать логике «В Библии нет примера рукоположения женщин, поэтому делать это нельзя», то тогда столь же справедливым можно счесть вывод, что «В Библии нет ни одного примера запрета многоженства, поэтому и осуждать его нельзя».

2. Относительно 2 главы 1 Тимофею сторонники рукоположения женщин утверждают: общий контекст послания явно показывает, что у Тимофея в Ефесе были проблемы с лжеучителями. Поэтому напрашивается вывод, что сестрам в Ефесе запрещалось учить не потому, что они были женщинами, а потому что именно они, подобно Еве, попали под влияние лжеучителей (в послании упоминается, что они «ходят по домам» и «говорят, чего не должно»). Те, кто утверждает, что в этой главе Павел изложил универсальный принцип, невольно присоединяются к лагерю критикующих адвентистскую церковь за то, что в ней женщины выходят за кафедру и служат учителями Субботней школы.

Принимая слова «учить жене не позволяю… но быть в безмолвии» буквально, придется поставить под сомнение пророческое призвание Елену Уайт и служение адвентисток в качестве учителей в церкви. Но ведь даже в тех христианских конфессиях, где есть строгий запрет не пускать женщин за кафедру, женщины являются как минимум учителями детских классов, они в личном общении назидают других, независимо от пола, и, как минимум молятся вслух (не «в безмолвии»). Буквальное понимание этих слов должно было бы означать, что переступая порог церкви, женщине следует нести обет молчания. Но в новозаветной церкви ничего подобного не было. Как могли женщины-пророчицы, упоминаемые в Деяниях и посланиях, нести свою миссию, при этому не уча и пребывая в безмолвии?

3. В Гал 3:28 упоминаются три пары категорий (иудей/язычник, раб/свободный, мужчина/женщина), в которых, согласно общественным нормам, статус и права одной категории выше, чем другой. И Павел утверждает, что во Христе в церкви эти статусные различия, обусловленные культурой, упраздняются. Часто этот стих комментируют так: «это относится только ко спасению». Но тогда получается, эти слова Павла на имеют никакого значения для повседневной практике церкви? Контекст же явно показывает, что Павел говорит не о том, что будет в будущем на небесах, а о том, как жить церкви сегодня.

В частности, этот текст показывает, что в наделении дарами Духа для Бога нет ни этнических, ни социальных, ни гендерных различий. Нет оснований подразумевать разделение на мужские и женские дары Духа. К примеру, может ли Дух наделить женщину даром пасторства (Еф 4:11)? Обладала ли таким даром Елена Уайт? В СССР была широко распространена практика призвания женщин в качестве нерукоположенных руководителей адвентистских общин – разве это не свидетельствовало, что у них имеются есть соответствующие дары?

В современной западной культуре всплывает еще один, социальный, аспект. В штате территориальной конференции могут быть и мужчины, и женщины. В качестве руководителей женщины могут нести такую же нагрузку, как и мужчины. Но при этом они получают меньшую зарплату и имеют ограничения в правах, потому что не рукоположены. Получается, платят им меньше, потому что они женщины. Для западного менталитета это явная несправедливость. И на аргумент братьев в африканских странах, что если церковь начнет рукополагать женщин, завтра в Африке люди начнут уходить из церкви, следует ответ, что из наших церквей в Европе молодежь уходит сегодня, потому что, по их мнению, в церкви нет справедливости даже в сравнении с общественными нормами.

4. Сторонники рукоположения утверждают, что первые главы книги Бытие повествуют о равенстве мужчины и женщины при творении. Слово «помощник» в оригинале указывает не на подчиненное положение ассистента, а более на роль благодетеля, который вступает в партнерские отношения. Именно в этом в смысле это слово употребляется в отношении Бога (Пс 45:2). В третьем томе Свидетельств для церкви Э.Уайт писала: «Когда Бог сотворил Еву, то определил, что она, с одной стороны, не должна ничем уступать мужчине, а с другой — не должна ни в чем превосходить его, но во всем оставаться равной ему» (стр. 485).

По данному вопросу главным адвентистским учебным заведением, университетом Эндрюса, было сделано специальное заявление. А чуть позже 25 богословов и пасторов изложили противоположную точку зрения и попросили преподавателей университета пересмотреть свое заявление. Первый документ можно прочитать здесь, второй здесь.

Сторонники рукоположения приводят еще один любопытный аргумент. Они утверждают, что Новый завет вообще не знает понятия «рукоположение» в том смысле, в котором оно используется сегодня. В Библии упоминается возложение рук. Но руки возлагались не только при посвящении на служение, но также и во время молитвы об исцелении и при принятии Духа Святого. Во всех случаях производилась одна и та же процедура, а при молитве и принятии Духа очевидно, что она производилась и над женщинами. Современное рукоположение или ординация подразумевает получение особого статуса (наделение благодатью через таинство в православной церкви), и вошло в практику в средние века при разделении верующих на мирян и клир, что не соответствует новозаветной идее о священстве всех верующих. Поэтому аргумент «Библия ничего не говорит о рукоположении женщин» сторонники рукоположения парируют встречным — «Так Библия ничего не говорит и о рукоположении (в смысле ординации) мужчин».

Позиция номер 3. «В Библии есть прецеденты, когда Божий идеал адаптировался к конкретной ситуации»

Члены Комитета по изучению богословия рукоположения не смогли достичь консенсуса. Хотя они основывались на единых методах исследования, но пришли к противоположным выводам. Исходя из этого, сторонники третьей позиции более озабочены тем, как церкви двигаться далее, сохраняя принципы авторитета Писания и церковного единства.

Сторонники третьей позиции разделяют веру в то, что до грехопадения в отношениях мужчины и женщины не было иерархии, их роли дополняли друг друга, и нет оснований говорить о мужском главенстве до грехопадения. После грехопадения Бог поручает именно мужчине нести ответственность в качестве главы в семье, но это не означает главенства мужчин над женщинами в целом. На протяжении истории, что лидерство среди народа Божьего было возложено на мужчин, и эта модель остается актуальной, невзирая на время или культурные особенности. Позиция же апостола Павла о предпочтительности роли мужчины в качестве руководителя имеет функциональный характер и была призвана обеспечить порядок и дисциплину в церкви.

Отмечают два ключевых момента. Во-первых, нужно осознавать различие между 1) вечными Божьими заповедями, имеющими абсолютное значение, и 2) данными Богом организационными и церковными нормами. Во-вторых, в Библии есть прецеденты, когда Божий идеал корректировался в ответ на обстоятельства или даже желание Своего народа. Наиболее ярким примером такого подхода является избрание Саула царем. Также в связи с этим приводятся в качестве иллюстраций истории Варака и Деворы, Давида в ситуации с хлебами предложения, законами о наследовании и пророчеств о будущем Иерусалима. Во всех этих случаях Библия проявляет гибкость в адаптации идеала к сложившейся ситуации.

Поэтому церковь может выработать комплексную позицию по вопросу рукоположения, которая позволила бы в соответствующем регионе дать свободу посредством водительства Духа Святого искать применение Божественного идеала для местной ситуации.

Божий идеал — это мужское лидерство, но порой в силу различных обстоятельств женщинам приходится брать на себя роль духовного лидера. Именно так происходит сегодня в Китае, где церковь насчитывает сотни тысяч членов и большая часть пасторов там — женщины.

Сторонники третьей позиции считают, что вопрос рукоположения не является одной из десяти заповедей, это не вопрос спасения и не одно из доктринальных оснований церкви. Это вопрос применения библейского принципа, и здесь уместна определенная гибкость, обусловленная миссией церкви. Это не компромисс в библейском учении, а призыв прислушаться к тому, как сама Библия применяет различные стандарты и учения, сосредоточиться не на разногласиях, а на достижении людей для Царства Божьего.

Рекомендация на основании позиции № 3: «Позволить руководителям соответствующих подразделений Всемирной церкви решать этот вопрос так, чтобы это наилучшим образом содействовало единству, благополучию и миссии церкви».

Что в итоге?

На годичном совещании Всемирной церкви в октябре 2014 г. решили, что на предстоящей сессии Генеральной конференции в июле 2015 г. вопрос о рукоположении женщин будет вынесен на голосование в следующей формулировке: 

"На основании молитвенного изучения Библии, трудов Эллен Уайт и докладов соответствующих комитетов, после проведения тщательного исследования, будет лучшим для церкви и выполнения ею своей миссии, а также целесообразным и приемлемым на данной территории разрешить исполнительным комитетам дивизионов принимать решение о рукоположении женщин на евангельское служение. Согласен/ не согласен". 

Роман Гейкер

Источник: Интернет-газета "Путь"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика