Клинтон Уоллен о рукоположении женщин - "Нам нужно определиться, чем руководствуется церковь: культурой или Библией?"

 

Выступление на комитете по изучению теологии рукоположения. Клинтон Уоллен разъясняет позицию № 1 - "против рукоположения женщин".

 

У меня есть сегодня для вас хорошие новости: Существует гораздо больше моментов, которые нас объединяют, нежели разъединяют, и даже в отношении проблемы рукоположения женщин.

 

1.      Христос – Глава Церкви: Все мы согласны с тем, что Христос – Глава Церкви, и эта функция принадлежит Ему одному (Еф. 1:22; Кол. 2:10).

2.      Великое Поручение дано всем верующим: Все мы согласны с тем, что Великое Поручение распространяется на всех христиан – мужчин, женщин и детей, и для совершения этой работы Святой Дух трудится через каждого верующего на Земле.

3.      Духовными дарами наделяются представители обоих полов: Все мы согласны с тем, что каждый верующий получает один или более духовных даров, и эти дары распространяются и на мужчин, и на женщин.

4.      Священство всех верующих: Все мы согласны с тем, что на всех христиан распространяется принцип священства всех верующих, которые могут непосредственно обращаться к Богу в своих молитвах, а пасторы и пресвитеры священниками не являются.

5.      Полное равноправие сотворенных людей: Все мы согласны с тем, что мужчины и женщины обладают равными правами, поскольку все люди созданы по образу Божьему.

6.      Единство во Христе: Все мы согласны с тем, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» и мы «по обетованию наследники» (Гал. 3:28-29).

7.      Излитие святого Духа в последние дни земной истории: Все мы верим в обетование о позднем дожде, записанное в Книге Пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28-29).

Позиция 1 подтверждает все эти библейские доктрины. Она ни одной из них не противоречит.

 

В дополнение к этому, принятое Комитетом TOSC «Совместное заявление» показывает, что 90% членов Комитета согласно с тем, что рукоположение церковных руководителей имеет библейское основание (StudyCommitteeVotesConsensusStatementonTheologyofOrdination.” AdventistReview[August 15, 2013], p. 8). Мы можем только резюмировать здесь несколько моментов:

 

 

1.      Рукоположение – это обычай, установленный Библией и состоящий в отделении служителей, удовлетворяющих библейским требованиям, для попечения Церкви.

2.      В Новом Завете определяются две группы рукоположенных руководителей:

·         Пресвитеры, в том числе «надзирающие» за несколькими общинами верующих

·         Диаконы

3.      Некоторые лица могут быть рукоположены для служения во Всемирной Церкви.

 

Основной вопрос

 

Только по одному вопросу не было достигнуто согласия:

 

Допускают ли библейские требования к евангельскому служителю, надзирающему за церковью, рукоположение женщин на это служение?

 

При ответе на этот вопрос нельзя игнорировать то обстоятельство, что две из трех групп участников дискуссии обнаружили в Писании убедительные доказательства в пользу библейской модели рукоположения мужчин. Обратите внимание на следующее утверждение, присутствующее в «Кратком изложении Позиции 3»:

 

«Мы полагаем, что существует библейская модель руководящей роли мужчин в Церкви, применимая ко всем временам и культурам» (TOSCReport, p. 100).

 

Итак, даже по вопросу рукоположения женщин Библия дает недвусмысленный ответ, который мы находим в Первом послании к Тимофею (см. «Является ли «одной жены муж», упомянутый в Тим. 3:2, указанием на конкретный пол?»)

 

Идет ли речь об одном или об обоих полах?

 

В отличие от большинства посланий Павла, Первое Послание к Тимофею (подобно Посланию к Титу) адресовано не конкретнойцеркви, а одному из служителей Евангелия. Цель этого письма – дать Тимофею указания относительно церковного порядка: «Сие пишу тебе, …чтобы…ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

 

1.      Учет обоих полов (1 Тим. 2:1-7)

Когда Павел желает учесть оба пола, он использует соответствующие выражения, какие мы несколько раз встречаем в Тим. 2 (по-гречески они звучат как pas, anthropos):

 

·         Молитвы должны совершаться «за всех человеков» (ст. 1)

·         Бог желает, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (ст. 4)

·         Христос «предал Себя для искупления всех» (ст. 6)

 

2.      Учет конкретного пола (1 Тим. 2:8-15)

Павел также использует выражения, относящиеся к конкретному полу и поясняющие, как соотносится положение мужчин и женщин в рамках богослужения.

 

 

Мужчины

·         Мужчины должны играть ведущую роль в проведении богослужения и произнесении молитв (ст. 8)

 

Женщины

·         Женщины должны одеваться скромно

·         Они не должны посягать на установленную власть служителя, наставляющего и надзирающего за церковью (ст. 9-12)

 

Павел основывает свои принципы на положениях из 2-й и 3-й глав Книги Бытия, о которых мы затем читаем: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (ст. 13-14).

 

3.      Исключение представителей противоположного пола (1 Тим. 2:8-15)

 

Начав в гл. 3 с описания характеристик церковных служителей, Павел использует более специфические выражения, исключающие представителей противоположного пола. Он более не ссылается на всякого человека, но говорит (что соответствует Позиции 2, см. TOSCReport, p. 69, n. 9): «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (ст. 1).

 

Затем он перечисляет требования к этому служению:

 

«Епископ должен быть непорочен, одной жены муж…» (ст. 2).

 

Здесь, по следующим причинам, не только конкретизируется пол, но исключаются представители противоположного пола:

 

1.      Это твердо установленное требование, которое встречается три раза: в данном тексте и в Тит. 1:6 по отношению к епископам/пресвитерам, и в 1 Тим. 3:12 по отношению к диаконам.

2.      В ст. 11 упоминаются женщины-помощницы, иногда называемые диаконисами, как группа, отличная от пресвитеров и диаконов. Ее представители обладают иными характеристиками и не могут быть отнесены ни к той, ни к другой категории.

3.      Павел, говоря о вдовах, использует в 1 Тим. 5:9 противоположное выражение: «бывшая жена одного мужа». Это означает, что Павел сказал именно то, что думал.

4.      Если бы Павел пожелал не указывать пол человека, то он объединил бы две упомянутые фразы, например, так: «Епископ… должен быть мужем одной жены или женой одного мужа». Но он этого не делает.

5.      Павел рассматривает по порядку группы в порядке убывания их численности. Вначале это «все» (учитываются представители обоих полов), затем «мужчины» и «женщины» (конкретное указание пола) и, наконец, «одной жены муж» (исключение представителей другого пола).

 

Обратите внимание на употребление слова «должен» (по-гречески dei). Вся фраза на греческом языке столь же очевидна, как и на английском. Она так же недвусмысленна, как и заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8).

Разумеется, это библейское повеление о служителях, надзирающих за церковью, не относится к Десяти Заповедям, но все же является предписанием. Повеление воздерживаться от нечистой пищи также не содержится в Десяти Заповедях, но в такой же степени является предписанием. Таково и повеление Иисуса последовать Его примеру при ногоомовении и совершении Вечери Господней: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24), а также Его Великое Поручение: «Итак идите, научите…» (Мф. 28:19). Ни одно из них не присутствует в Десяти Заповедях, но все же служит предписанием. Они обязательны к исполнению.

 

Когда Павел говорит «должен», то это предельно ясно. Он даже использует на греческом языке наиболее сильную повелительную форму, чтобы выразить свою мысль.

 

Тот факт, что Павел использует последовательность событий в Едеме, после Сотворения мира, в качестве основы для определения роли мужчин и женщин в Церкви, обнаруживает два момента: (1) это не просто практический, а богословский вопрос; (2) эти роли соответствовали Божьему идеалу до грехопадения и, следовательно, отражают Его идеал и для нашей современной жизни.

 

Исследуя библейский рассказ о Сотворении мира и грехопадении, мы обнаруживаем полное соответствие между позицией апостола Павла и текстом Книги Бытия. Они не противоречат друг другу.

 

Порядок руководства, данный Творцом, в контексте книги Бытия

 

В первой главе Книги Бытия создание первых людей описано такими словами: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Поскольку как мужчина, так и женщина сотворены по образу Божьему, оба они одинаково ценны. Современная культура хочет нам внушить, что равенство означает идентичность. Однако равенство не разрушает нашу уникальность. Адам и Ева в равной мере могли мыслить и рассуждать, однако их тела и характеры различались. Они были созданы Богом в различные моменты времени.

 

Не секрет, почему Адам был создан первым: Бог наделил его основной руководящей ролью.

 

Порядок, предусмотренный Творцом:

·         Мужчина – он должен был «возделывать» и «хранить» Едемский сад

(Быт. 2:15)

- ему было заповедано, что можно есть, а чего необходимо

избегать (Быт. 2:16-17)

 

·         Женщина – она была дана мужчине в качестве «помощника» (Быт. 2:18)

 

 

Характер сотворения человека:

·         Ева разделила данную Адаму Богом власть (Быт. 1:26)

·         Адам не мог руководить без женщины - «помощника, подобного ему» (Быт. 2:18, 20)

 

По существу, кульминационным моментом второй части библейского повествования о Сотворении мира является не сотворение Евы, а создание семьи. Подобно тому, как Суббота представляет собой кульминацию первой части этого повествования (Быт. 2:1-3), брачный союз мужчины и женщины является апогеем второй части (Быт. 2:24; ср. Мф. 19:4-6).

 

В третьей главе Книги Бытия рассказывается история грехопадения, повлекшего пересмотр данного Творцом принципа организации руководства.

 

Рассуждения апостола Павла в главах 2 и 3 Первого Послания к Тимофею возвращают нас к основополагающему принципу руководства, основанному на порядке сотворения человека: «Ибо прежде создан Адам, потом Ева» (1 Тим. 2:13). Упомянув об этом порядке (сперва был создан мужчина, а потом женщина), Павел напоминает нам историю в Едеме и показывает, что идеальная организация руководства действует в Церкви во все времена.

 

 

Следует ли женщинам молчать в церкви?

 

Хотя в 1 Тим. 3:2 ясно говорится, что служитель, надзирающий за церковью, должен быть «одной жены муж», некоторые считают, что если понимать этот текст буквально, то, согласно 1 Кор. 14:34, женщины в церквах должны молчать.

 

Но даже этот текст допускает ясное толкование. Рассмотрим некоторые основные моменты:

1.      В отличие от пасторских Посланий к Тимофею и к Титу, адресованных служителям, трудившимся на самых различных территориях, Первое Послание к Коринфянам обращено к верующим церкви в городе Коринфе.

2.      Это Послание написано, в первую очередь, для решения конкретных проблем и вопросов, возникших в Коринфе.

3.      В 1 Кор. 14 рассматриваются действия трех групп, существенно нарушавших порядок богослужения в этом городе.

4.      Эти нарушения совершались как мужчинами, так и женщинами:

а. мужчины говорили на незнакомых языках без истолкователя (ст. 27-28)

b. мужчины пророчествовали без истолкования (ст. 29-33)

с. женщины «спрашивали» (по-гречески eperotatosan), перебивая выступающих в церкви (ст. 34-35)

5.      Павел предписывает всем трем группам «молчать»; на греческом языке это очень сильное выражение (sigao), которое Павел не использует в Первом Послании к Тимофею, когда он наставляет женщин во время богослужения «учиться в безмолвии» (1 Тим. 2:11-12).

 

Необходимо помнить, что Павел говорит здесь не о занятиях в Субботней школе, но объясняет, как верующие в Коринфе могут блюсти благоговение и благопристойность во время богослужений.

 

 

Духовное служение в Ветхом и Новом Завете

 

Обратимся теперь к нашему основному вопросу: могут ли женщины также быть рукоположены на евангельское служение, чтобы надзирать за церковью?

 

Чтобы полностью ответить на это вопрос, необходимо посмотреть, что говорит об этом вся Библия.

 

Хотя мы встречаем на страницах всего Священного Писания множество женских персонажей, игравших важную роль (напр., Мариамь и Девора в Ветхом Завете; Мария, Прискилла, Фива, Юния и др. – в Новом Завете), обращают на себя внимание два ключевых момента:

·         Ни одной изженщин во времена Ветхого Завета не отводилась священническая роль

·         В Новом Завете мы не встречаем ни одной женщины в роли апостола или евангельского служителя, надзирающего за церковью

 

Иисус, как Глава Церкви Божьей в Ветхом и Новом Завете, в своих наставлениях и практических действиях очень четко разъяснял, кого можно рукоположить на служение в Церкви.

 

1.      Ветхий завет

В Ветхом Завете, хотя Израилю и было заповедано священство верующих, Бог повелел, чтобы священники и левиты (все из которых мужчины) были отделены для проведения богослужений и духовного наставления (Исх. 40:12-16; 29:9; Чис. 8:10, 18-20; см. пп. 21-22 Позиции 1). Были даны ясные описания требований и обрядов для рукоположения служителей, имевшие обязательный характер.

 

2.      Новый Завет

В Церкви Нового Завета Иисус рукоположил в качестве апостолов двенадцать человек. Это были Его евангельские служители, надзиравшие за церковью, которым было поручено, в свою очередь, рукополагать других церковных руководителей из «всякого племени и колена, и языка и народа» (Мф. 28:19-20; Откр. 14:6).

 

Требования в отношении пола служителей не были временными. Хотя Иисус и апостол Павел подчеркивали, что Евангелие и даже руководство Церковью открыто для язычников, упомянутые требования никогда не изменялись. Павел ссылался на порядок сотворения человека, чтобы показать их применимость во все времена.

 

Павел и Варнава рукополагали «пресвитеров в каждой церкви» (Деян. 14:23), и Павел давал подобные указания Титу - «поставить по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5).

 

Требование в отношении пола имело фактически фундаментальный характер, и на нем основывались все остальные требования; это «ясное, недвусмысленное требование, не оставляющее места для неправильного толкования или понимания» (Позиция 1, пп. 13-14).

 

Некоторые рассуждают так: «Если женщины могут совершать служение в течение полного рабочего дня, то почему бы не дать им то, о чем некоторые из них просят? Почему бы их не рукоположить?» Но мы не можем так поступить по одной простой причине:

Мы не можем по своему усмотрению отдать то, что нам не принадлежит, ибо Бог говорит, что служитель – «одной жены муж» (1 Тим. 3:2), и не дозволено женщине посягать на власть евангельского служителя, надзирающего за церковью (1 Тим. 2:11-12). В Библии этот вопрос достаточно ясно изложен, чтобы избежать ложного представления относительно требований к рукоположению на евангельское служение.

 

Иерусалимский собор (Деян. 15)

 

Давайте теперь кратко рассмотрим совещание апостолов и пресвитеров в Иерусалиме, о котором рассказывает глава 15 «Деяний святых Апостолов». Как известно, некоторые христиане из иудеев - поклоняясь в храме, во время богослужений, стремясь соблюдать закон, в своих намерениях и взглядах - продолжали считать, что язычники могут спастись, если совершат обрезание (Деян. 15:1). Следовательно, на карту был поставлен богословский вопрос.

 

·         Обрезание не было установлено Богом в Едемском саду, в отличие от Субботы, института брака и порядка руководства.

·         Обрезание началось с Авраама, который был отцом Иудеев.

·         В отличие от данных Творцом установлений о Субботе и порядке руководства, которые нельзя изменить, обрезание связано с церемониальным законом (Деян. 15:5).

·         Как и церемониальный закон, обрезание является предвестником грядущего дара Святого Духа и нового рождения, символизируемого крещением.

- В своем выступлении на Иерусалимском соборе апостол Петр указал, что «Бог дал им [язычникам] свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам [Иудеям], и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:8-9).

- Подобно церемониальному закону, обрезание было «тенью будущего» (Кол. 2:17) и прекратило существование в момент смерти Христа, когда «завеса в храме разодралась на-двое, сверху до низу» (Мк. 15:38).

 

Порядок руководства, данный Творцом

Обрезание

Происходит от Едема, подобно Субботе и семье

Происходит от Израиля, подобно церемониальному закону

Начал осуществляться от Адама, отца человеческого рода

Начал осуществляться от Авраама, отца народа Израильского

Как и Суббота, указывает на Едем

Как и церемониальный закон, указывает на будущее

Руководство, угодное Богу

Предзнаменование крещения

Реальность

Тень будущего

Этот порядок неизменен и дан Церкви на все времена

Имело временный характер и прекратилось со смертью Христа

 

Иерусалимский собор заслушал по данному вопросу каждую из сторон. Однако, поскольку этот вопрос имел богословский характер, принятое решение основывалось исключительно на Ветхом Завете и Божьем откровении, данном Петру три раза в видении.

Иерусалимский собор не устанавливал нормы в зависимости от культуры народов – одни для Иудейских верующих, другие – для христиан из язычников. Решение собора распространялось на всех христиан по всему миру - как верующих во Христа иудеев, так язычников. Результатом стало единство Церкви во всем мире.

Иерусалимский собор не регламентировал разделение в Церкви между иудеями и язычниками. Как раз наоборот, его участники подтвердили, что крестная смерть Христа разрушила стену между иудеями и язычниками: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» (Еф. 2:14-15).

Иными словами, в своем решении Иерусалимский собор заявил, что «нет уже Иудея, ни язычника» (Гал. 3:28) и что все обязаны жить по одним законам – законам Небесного Царства, как один народ, объединенный во Христе.

Иерусалимский собор иллюстрирует тот факт, что когда в Церкви возникают несогласие и противоречия, нам не нужно искать мудрости и водительства в нашей собственной культуре. На самом деле Бог дает решение, основанное на Священном писании и Божественном Откровении.

 

Заключение

 

1.Ввиду того, что проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, имеет богословский характер и связана с порядком руководства, данным Творцом, она гораздо шире, чем вопрос о возможности рукоположения женщин в качестве служителей Евангелия, надзирающих за церковью. Нам необходимо ответить на такой вопрос: что направляет Церковь – Священное Писание или культура?

 

2.Как мы видели, как в Ветхом, так и в Новом Завете изложена недвусмысленная позиция, и если мы поступаемся нашей верностью Священному Писанию по рассматриваемому вопросу, то покушаемся на единственную основу нашего единства. Как бы мы ни ценили разнообразие, именно Писание и наша основанная на Библии вера и практика, а не разнообразие делают нас сплоченными. Именно основанное на Библии единство защищает нас от бедствий плюрализма.

Нашу веру в единство Писания можно сохранить только тогда, когда мы продолжим толковать его так, как это делает сама Библия. Если же мы начнем толковать различные тексты по-разному, то Церковь ничто не удержит от разделения по таким вопросам, как возвращение десятины, конгрегационализм, гомосексуализм, и т.п. Точно так же, как невозможно поступиться Субботой и учением о браке, не поставив под угрозу единство Церкви, мы не можем идти на компромисс в вопросе о порядке руководства, данном при Сотворении мира и изложенном в Книге Бытия, а позднее подтвержденном апостолом Павлом, поскольку этот порядок распространяется на самоотверженное руководство нашей Церковью. Данным принципом нельзя поступиться, окончательно не разрушив единство Церкви.

Если мы в этом вопросе допустим разнообразие, то это разобщит нас. В известной мере это уже произошло. Когда израильтяне, отвергнув Божье царствование и Его план управления людьми, потребовали для себя царя, Израиль оказался разделенным и, в конечном счете, разрушенным.

 

3.Иерусалимский собор принимал решение, основываясь на Божественном откровении. После глубокого и тщательного исследования Библии мы можем вновь подтвердить библейское основание решений, принятых на сессиях ГК в 1990 и 1995 гг.

 

Позиция 1 изложена в заявлении «Путь вперед» (WayForwardStatement), которое уважительно и с молитвой рекомендует Церкви Адвентистов Седьмого Дня следующие шаги:

·         Выступить в защиту и поддержать, через общественное признание и выдачу соответствующих разрешений, тех женщин, которых Бог призвал на евангельское служение.

·         Увеличить доступ женщин к получению образования в области евангельского служения и обеспечить честное и справедливое отношение к ним после определения на служение.

·         Вернуться к библейской практике избрания и рукоположения исключительно мужчин на служение в качестве местных пресвитеров во всей Всемирной Церкви, обеспечивая для женщин возможность служения в качестве нерукоположенных церковных руководителей при определенных обстоятельствах.

·         Сохранить евангельский обычай рукоположения/уполномоченного назначения исключительно мужчин (при наличии у них требуемых данных) на служение в качестве пасторов/проповедников во всей Всемирной Церкви, последовательно следуя примеру Христа, апостолов и адвентистских пионеров.

 

·         Способствовать большему развитию различных видов служения женщин, в соответствии с их духовными дарами, включая, в частности, личный и общественный евангелизм, преподавание, проповедование, служение семьям, консультирование, медико-миссионерскую работу, руководство отделами Церкви, т.п.

 

Оригинал статьи.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика